Ольга Корнева, заместитель директора Департамента банкротства.
Как новые законы влияют на банкротство?
Федеральный закон № 259-ФЗ от 08. 08. 2024 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и два закона о налогах и сборах» значительно увеличил размер госпошлины по делам, рассматриваемым судом.
При подаче заявления о признании должника банкротом (несостоятельным) кредиторы должны уплатить государственную пошлину в размере 100 000 рублей вместо ранее установленных 6 000 рублей, а физические лица, подающие заявление о признании должника банкротом, должны уплатить физические лица. .
В отличие от ранее действовавших норм закона, сами должники при подаче заявления о признании их банкротами полностью освобождаются от уплаты государственных налогов (подпункт 8 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ).
Как правило, дела о банкротстве рассматривают с рядом индивидуальных отличий. Это и заявления кредиторов о включении в реестр банкротов, и вопросы проведения торгов, и взыскание ущерба, и ответственность и т.д. И как указано в Пересмотренной судебной практике Верховного Суда Российской Федерации, ст. 1 (2024), расследование дел о банкротстве требует разрешения арбитражным судом в рамках отдельных правовых споров.
В этом случае при подаче в деле о банкротстве заявлений и иных требований, связанных с разрешением обособленных споров, размер государственной пошлины исчисляется в соответствии с Общими правилами исходя из существа предъявленного в арбитражный суд требования. В соответствии со статьей 3333.21 Налогового кодекса РФ.
Например, государственной пошлиной облагаются требования о привлечении к субсидиарной ответственности, возмещении убытков, причиненных исполнителем или арбитражным управляющим, обязательства по возврату имущества или передаче имущества, а также регистрация в реестре требований по кредитам. исходя из того, что данные заявления оцениваются оценочным методом (п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).
Важно отметить, что для заявлений и требований в рамках рассмотрения индивидуальных споров в деле о банкротстве законодатель установил уплату половины размера государственной пошлины. Требования в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса21 . Ранее была реализована позиция Верховного Суда РФ о том, что государственная пошлина исчисляется исходя из существа иска в соответствии с Общими правилами.
В ней также обращается внимание на изменение некоторых льгот по уплате государственной пошлины в делах о банкротстве. Теперь, в соответствии с новыми правилами, при подаче заявления в Арбитражный суд гражданин, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, освобождается от уплаты государственной пошлины по индивидуальным спорам, связанным с исполнением обязательств перед кредиторами. В случае несостоятельности, формирования и регистрации требований кредиторов. Однако эта льгота не действует, если финансовый управляющий подает апелляцию от имени должника.
Кредиторы также освобождаются от уплаты государственной пошлины, если они заявляют требование о включении в реестр требований при несостоятельности (банкротстве), при условии, что это требование подтверждено судебным решением (ст. 333. 337 НК РФ).
При этом, как и ранее, в соответствии со статьями 333. 20, 333. 22 и 333. 23 Налогового кодекса РФ суд на основании имущества плательщика и по его заявлению вправе освободить его от уплаты платежей или уменьшить их размер, а также в соответствии со статьей 333. 41 Налогового кодекса РФ Отсрочка платежа предоставляется ему в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Что касается должника-банкрота, то факт нахождения юридического лица в состоянии банкротства не исключает необходимости расходования денежных средств на текущую деятельность компании, как показывает судебная практика, и поэтому не является безусловным при предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины. В качестве доказательства суд требует от них перечислить счета и иные денежные средства должника, размер которых не позволяет уплатить указанные государственные ставки.
На наш взгляд, данные нововведения, взаимно способствуя снижению явно нарисованных и необоснованных требований кредиторов, препятствуют мошенничеству, поскольку влекут за собой взыскание разницы в судебном порядке с соответствующими расходами.
В то же время мы считаем, что значительное увеличение размера государственной пошлины при подаче кредитором заявления о возбуждении дела о банкротстве в определенной степени ущемляет его право на инициирование такого процесса.