Порядок проведения обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего регулируется приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2019 г. № 4. Орган опеки и попечительства, при котором зарегистрирован несовершеннолетний, проводит данное обследование с целью выяснения фактических условий жизни ребенка.
В акте обследования указываются основные моменты проведения обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Акт составляется от имени органа опеки и попечительства, который проводил обследование.
Акт обследования включает в себя информацию об исходных данных проведения обследования, а именно: дату проведения обследования, сведения о несовершеннолетнем, его родителях (опекунах, попечителях) и месте жительства, а также о цели и задачах обследования.
Основным моментом акта является описание и анализ условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. В акте указывается информация о жилищных условиях, содержании, организации воспитания, а также об условиях обеспечения здоровья и физического развития ребенка.
Обращаем внимание, что приведенный пример является образцом и не отражает реальные данные и особенности каждого конкретного случая.
Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4
При проведении обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего органом опеки, уполномоченным проводить такие проверки, действует определенный порядок, который регламентируется Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4.
Во время обследования выясняется, что:
- несовершеннолетний находится под опекой;
- условия его проживания и воспитания могут не соответствовать установленным требованиям;
- необходимо выявить возможные нарушения, которые могут влиять на его благополучие и развитие.
Проведение обследования осуществляется органом опеки и составляется акт на основании данных, полученных в процессе обследования.
Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 определяет порядок и содержание обследований жилищных условий несовершеннолетних, проводимых органом опеки. Документ регулирует последовательность действий, которые необходимо выполнить при проведении обследования.
Обследование органом опеки проводится по следующему порядку:
- Определение целей и задач обследования. Опека определяет цели и задачи, которые требуется достигнуть при проведении обследования условий жизни несовершеннолетнего.
- Получение информации. Орган опеки собирает и анализирует информацию о несовершеннолетнем, его семье, условиях проживания и воспитания.
- Выезд на место обследования. Орган опеки осуществляет выезд на место обследования для осмотра жилых помещений и проведения беседы с родителями (опекунами, приемными родителями) несовершеннолетнего.
- Анализ и оценка условий жизни и воспитания. Орган опеки анализирует полученную информацию и осуществляет оценку условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
- Составление акта обследования. На основе полученных данных орган опеки составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
- Предоставление акта и принятие мер. Составленный акт передается родителям (опекунам, приемным родителям) несовершеннолетнего, а также другим заинтересованным лицам. При необходимости орган опеки принимает меры по улучшению условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 является основным руководством для органов опеки при проведении обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетних. Соблюдение указанного порядка обеспечивает права и интересы несовершеннолетних и помогает создать благоприятные условия для их развития и воспитания.
Пример акта обследования жилищных условий
Приведенный ниже пример акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего является ориентировочным и может быть использован при проведении подобных обследований в установленном порядке.
- Акт составлен по приказу Минпросвещения России No. 10.01.2019 «Об утверждении порядка проведения обследования жилищных условий»
- Обследование жилищных условий проводится по порядку, указанному в указанном приказе.
- Органом опеки и попечительства выясняется следующая информация:
- Условия проживания несовершеннолетнего: наличие отдельной комнаты, общежитие или иное место проживания;
- Соответствие жилых условий установленным нормам: состояние помещения, наличие санитарно-технического оборудования, безопасность электропроводки, отопление и вентиляция;
- Наличие всех необходимых удобств и предметов для нормальной жизни и воспитания;
- Уровень ухода и заботы о несовершеннолетнем в связи с жилищными условиями;
- Другие факторы, влияющие на условия жизни и воспитания несовершеннолетнего.
- Полученные данные о жилищных условиях заносятся в акт обследования с указанием конкретных фактов и оценок состояния.
Приведенный пример акта обследования жилищных условий является лишь ориентировочным и может быть адаптирован к конкретным требованиям и правилам проведения такого обследования.
Что выясняется при проведении обследования
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2019 г. № 4 «Об утверждении порядка проведения обследования условий жилищных, бытовых и воспитательных условий семьи для принятия решений об организации надзора и опеки детьми» при проведении обследования выясняется следующая информация:
- Условия проживания семьи несовершеннолетнего, включая санитарное состояние жилища, наличие коммунальных услуг, доступность медицинской помощи и т.д.
- Условия питания и гигиены, качество питания, наличие необходимых средств гигиены и их использование.
- Уровень дохода и материальной обеспеченности семьи несовершеннолетнего, наличие или отсутствие источников стабильного дохода.
- Степень вовлеченности родителей или иных законных представителей в воспитание и образование несовершеннолетнего.
- Определение факторов риска и угроз для развития несовершеннолетнего, таких как насилие, злоупотребление алкоголем или наркотиками, неблагополучная обстановка в семье и т.д.
Обследование проводится органом опеки и попечительства, а также специалистами органов социальной защиты населения и Министерством просвещения Российской Федерации.