- Должников не пустят за руль: Новая инициатива судебных приставов
- Как всё работает
- К кому применяется, а к кому нет
- Из-за долгов автомобилисту отказали в работе
- Водителей предупредили о массовом лишении прав. Кто в зоне риска
- Что могут сделать судебные приставы
- Кого будут ограничивать в праве вождения
- «Все будет очень плохо»
Может ли мировой судья на законных основаниях приостановить действие водительского удостоверения владельца, оформившего документ по уходу за пожилым человеком с инвалидностью 1 группы?
Должников не пустят за руль: Новая инициатива судебных приставов
Судебные приставы-исполнители начинают «замораживать» водительские удостоверения должников. Кто может на это повлиять, разбирался Лайф.
Судебный пристав-исполнитель Российской Федерации. Фото © Тасс / Кузьмичёнок Василий
В прошлом году Федеральная служба исполнительной власти (ФССП) объявила о введении мер, связанных с приостановкой действия водительских удостоверений. Для этого в порядке межведомственного взаимодействия совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) был проведен ряд согласованных мероприятий. Однако в этом году вступили в силу постоянно действующие правила.
Закон, который обычно позволяет судебным приставам-исполнителям ограничивать права должников и разрешать им обращаться за транспортными средствами более шести лет (Статья 67.1.Закона «Об исполнительном производстве»). Однако на практике эта норма применялась эпизодически. Как пояснили источники в ФССП, такая ситуация сложилась из-за отсутствия налаженного взаимодействия между судебными приставами-исполнителями и сотрудниками ГИБДД, осуществляющими исполнительное производство. Теперь все изменилось. Были изданы соответствующие нормативные акты, разъясняющие стандарты, которыми руководствуются инкассаторы и путешественники.
Как всё работает
После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель информирует должника об ограничении права на управление транспортным средством или запрете на регистрацию транспортного средства. Эта информация отражается в базе данных о дорожном движении. Если должник не представляет в ГАТТ документ об уплате долга или не обжалует это решение, при проведении документарной проверки инспектор вправе составить протокол об административном правонарушении в соответствии с п. 27.12 ст. Административное правонарушение РФ за управление транспортным средством без действительных документов. После этого автомобиль может быть помещен в зону ареста. Оттуда он может быть изъят в течение 24 часов после того, как судебный пристав-исполнитель снимет ограничение. Это происходит либо после оплаты долга, либо после решения суда, признавшего ограничение права на управление транспортным средством недействительным.
К кому применяется, а к кому нет
Судебный пристав-исполнитель Российской Федерации. Фото © Тасс / Тасс / Михаил Фомичев
Юристы отмечают, что, хотя «обязательство» по водительским правам стало рутинным процессом, оно применяется не ко всем должникам без разбора, а только к некоторым категориям. К ним относятся. Неплательщики — те, кто обязан компенсировать неуплату штрафов за сохранение здоровья за нарушения ПДД, и те, у кого накопилось много мелких штрафов на общую сумму более 10 000 рублей (только если они взысканы в принудительном порядке. Дорожные камеры в эту категорию не входят». Также из этого списка исключены должники по кредитам и ЖКХ.
— «Цикл лиц, в отношении которых мировой судья наложил ограничение на управление транспортным средством, основан на судебной практике, — пояснил Александр Инютин, глава Западной коллегии адвокатов Москвы. — Следует иметь в виду, что эти ограничения не являются лишением права управления транспортным средством (такое решение может принять только суд. -Заметки Лайфа), а скорее временная мера. Для водителей принципиальная разница заключается в том, что на судебное право можно повлиять только в большей степени, а решение мирового судьи можно оспорить как в суде, так и в руководстве федерального надзора за деятельностью мировых судей, что в несколько раз Легче.
Возможности управлять транспортным средством не могут лишиться находящиеся на иждивении дети-инвалиды или люди I и II групп, жители отдаленных районов, а также специалисты и основной заработок, связанный с управлением транспортными средствами (водители, автотранспортные компании, дистрибьюторские компании и т. д.). Это касается как наемных работников, так и индивидуальных предпринимателей.
Очевидно, что судебный пристав-исполнитель всегда будет знать сумму долга, но может не знать других подробностей жизни должника. Поэтому во избежание недоразумений стоит письменно проинформировать пристава о сложившейся ситуации или, если административное наказание уже наложено, обратиться к нему с просьбой о снятии взыскания и подтвердить это документально. Не применимо.
Судебный пристав-исполнитель Российской Федерации. Фото © Тасс / Кирилл Кухмарь
— Понятно, что государства пытаются усовершенствовать свои системы стимулирования должников. Однако на примере штрафов, которые появляются в результате работы дорожных камер, можно сказать, что эти системы работают только в том случае, если вас правильно информируют, — говорит Залимхан Магомедов, старший европейский юрист. — И если они не получают сообщения о том, что их регистрация приостановлена с такого-то числа, некоторые водители продолжают ждать, пока сотрудники ГИБДД подадут или оплатят законную жалобу, основанную на этой информации, а сотрудники не останавливают и не проверяют их».
Из-за долгов автомобилисту отказали в работе
Один из таких водителей-любителей живет в Иваново. На протяжении многих лет он «забывал» оплачивать дорожные расходы своего «Мерседеса» и накопил 223 000 рублей. Сотрудники федерального мирового суда изъяли у нарушителя деньги, а также запрет на любое поведение, связанное с его автомобилем. Но это не остановило грустного водителя, и мужчина продолжал избегать встреч с приставами. Пока не решил перейти на новую работу. А в компании, куда мужчина пытался устроиться, после собеседования ему сообщили, что не рассматривают возможность начать сотрудничество с человеком, занесенным в базу данных должников. После этого ивановец сразу же погасил весь долг и оплатил комиссию в размере 7 % от общей суммы долга, превышающей 15 000 рублей.
Поддерживаете ли вы новые ограничения для должников?
Водителей предупредили о массовом лишении прав. Кто в зоне риска
Федеральный магистрат договорился с ГИБДД о систематическом использовании возможности приостановления действия водительских прав для разных категорий должников. Об этом Atonews.ru рассказали источники, близкие к аппарату федерального судьи. Право ограничивать должника в управлении автомобилем у пристава было и раньше, но использовалось эпизодически. В ближайшее время служба планирует ограничить водительские права миллионов должников.
Что могут сделать судебные приставы
Согласно 229-ФЗ от 10 февраля 2007 года, в том числе Федеральному закону № 67.1 «Об исполнительном производстве», пристав может ограничивать должников в различных правах, в том числе в праве управления транспортным средством.
Срок действия водительских прав не ограничен — после погашения всех задолженностей водитель может получить права уже на следующий день. Судебные приставы могут приостановить действие водительского удостоверения, если сумма задолженности превышает 10 000 рублей.
В то же время есть категории граждан, к которым ФССП не может применить такую меру. Закон запрещает лишать прав людей, которым это необходимо для работы водителем, инвалидов или тех, кто пользуется автомобилем (например, семьи живут вдали от своего населенного пункта, где нет общественного транспорта). — Все эти категории указаны в специальном удостоверении и прописаны в статье 67.1.
Кого будут ограничивать в праве вождения
Как сообщает источник Autonews.ru, представители ФССП и транспорта пришли к выводу, что судебные приставы-исполнители могут существенно использовать право ограничивать ВУ различных категорий должников, но только если общая сумма долга превышает 10 000 рублей.
В первую очередь речь идет о постоянных неплательщиках штрафов. Во вторую категорию попадают крупные лишенцы прав — должники по питанию. И третья категория водителей, которые не могут сесть за руль до погашения долга, включая тех, кто получил повреждения транспортного средства, — автоштрафники.
ГИБДД и федеральные службы исполнения наказаний планируют сотрудничать — водителей с приостановленными правами будут арестовывать и лишать прав. Дело в том, что сотрудники правоохранительных органов не изымают у водителя сам документ, а выдают соответствующие бумаги и вносят данные в электронную базу.
Если инспектор ГИБДД проверяет права и обнаруживает, что их действие приостановлено за долг, она выписывает на водителя административный протокол в соответствии со статьей 17.17 КоАП РФ. Согласно ей, нарушителю назначается наказание в виде общественных работ на срок до 50 часов или лишения водительских прав на срок до одного года. Если водитель продолжает ездить без прав, ему грозит еще более суровое наказание — штраф в размере 30 000 рублей, 15 суток ареста или 100-200 часов общественных работ.
«Все будет очень плохо»
При пороге в 10 000 рублей может начаться процесс приостановления действия лицензии, что очень мало, учитывая сегодняшние штрафы. Так считает Петр Шкуматов, координатор компании «Синие ведерки» и защитник прав водителей. По его словам, водителей, которые готовы платить, ждет массовое лишение прав в лице ФССП. Штрафы будут отображаться только на планшете инспектора ГИБДД, но не на телефоне водителя.
Это было бы очень плохо, потому что 10 000 рублей — это два штрафа за неоплаченную парковку в Москве, и напасть могут на любого. Но есть и другая проблема. Водители не получают штраф и не доходят до посылки. Люди вынуждены сами контролировать штрафы в 12 сервисах. Такого быть не должно. Государство должно всячески информировать водителей. 10 000 — это очень маленький лимит. Его нужно увеличить хотя бы до 30 000 или 50 000 рублей. Как вариант — проверить подход к оповещению», — говорит Шкуматов.
Ситуация, связанная с систематическим приостановлением действия ВУ, приводит к массовому лишению прав, уверен глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, это связано с тем, что люди с 10 000 рублей, которые влечет за собой приостановка действия прав, будут продолжать ездить на своих машинах.
И их останавливают на дороге, и суд лишает их прав на один год. Это большая опасность, потому что должников миллионы». Объективно мера по отмене паспортов не работает. Это связано с тем, что большая часть половины населения не имеет паспорта. Поэтому использование этого инструмента считается одним из самых эффективных для службы судебных приставов. Сегодняшние федеральные приставы не могут работать качественно и эффективно. Они блокируют и снимают деньги за одни и те же штрафы с разных счетов. Также они сталкиваются с тем, что после оплаты долга пристав не может своевременно восстановить действие права. По закону этот срок гораздо больше, чем один день. Поэтому мы рекомендуем водителю оплатить долг, так как убежать уже не получится», — прокомментировал Шапарин.